20 января 2018 г.
Баранцова Наталья Саввична
учитель-дефектолог высшей квалификационной категории.
Младший школьный возраст. Русский язык.
-

Упражнения, способствующие развитию орфографической зоркости

Способность видеть орфограммы – это необходимое условие для овладения орфографическими навыками, для успешного применения правил.

         Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных заданий.

         Все эти задания и упражнения по степени сложности и самостоятельности можно расположить в определенной последовательности.

Звуко-буквенный анализ слов

         Этому приему должно уделяться большое внимание, т.к. самоконтроль при изучении звуков и букв опирается на слух и произношение. Ученики должны научиться правильно произносить звуки, различать их и «переводить» звуки в буквы.

         Письмо слов, в которых написание не расходится с фонетическим звучанием, не затрудняет школьников (дом, шар, стул), и все внимание их направлено на то, чтобы не допустить пропуска, замены, перестановки в этих словах.

         Особое внимание надо уделить при анализе тех слов, написание которых расходится с произношением (дуб, весна)

Орфографическое проговаривание

В основе этого письма – проговаривание по слогам. Оно целесообразно при выполнении любых упражнений  (особенно в 1 и 2 классе), в которых немало многосложных слов с изученными орфограммами. Орфографическое проговаривание характеризуется тем, что каждое слово произносится так, как пишется, и поэтому в «памяти» движений остается память движений речевого аппарата. Проговаривание не обосновывает, а лишь фиксирует, закрепляет написание слов, поэтому оно используется как упражнение, способствующее запоминанию. Такое письмо исключает пропуски и замену букв.

Графическое выделение орфограмм (подчеркивание)

Оно возможно при выполнении всех письменных работ. Подчеркивание орфограмм имеет большое значение для выработки орфографической деятельности, так как дети постоянно тренируются в отыскании и объяснении орфограмм. Но многие учащиеся с трудом находят орфограммы в тексте, а некоторые подчеркивают буквы без разбору.


Списывание

         Этот вид задания предполагает большую самостоятельность учащихся. Он основывается на проговаривании по слогам. Дети читают слово по слогам и так же по слогам, проговаривая, записывают, затем читают по слогам следующее слово и так далее до конца упражнения. В процессе списывания у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение (соотнесение количества букв в тетради и в книге), воспитывается самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции.

Комментированное письмо

         Учащиеся не просто проговаривают предложенные слова и предложения, но обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Это вид письма развивает внимание к слову, его значению, сообразительность, речь, фонематический слух, мышление. Комментированное письмо позволяет осуществлять систематическое повторение пройденного материала.

Письмо под диктовку с предварительной подготовкой

         Перед написанием диктанта дети совместно со взрослым разбирают слова, где возможно допустить ошибку, подбирают проверочные, а затем приступают к написанию диктанта. Этот вид письма развивает зрительную память, речь мышление, представления, фонематический слух, внимание, интерес.

Письмо под диктовку

Сначала учитель (или любой взрослый) диктует слова так, как они пишутся. Для развития внимания и фонематического слуха проводится игра «Эхо». Учитель читает слова, а дети поверяют его по слогам хором или шепотом, но так, чтобы он слышал. Таким образом, внимание к слову повышается, развивается слуховая память, интуитивное письмо.

Письмо по памяти

Такой вид работы проводится с целью закрепления правописания слов с различными орфограммами, заполнение которых основано на зрительном восприятии. Как орфографическое упражнение, оно ценно тем, что требует от учащихся тщательной подготовки. Они заучивают наизусть текст в несколько строк (стихотворный или прозаический), объясняют все орфограммы, знаки препинания, запоминают слова на еще не изученные правила. Заранее подготовленный текст записывается учащимися. После записи проводится проверка. Такой вид диктанта развивает орфографическую зоркость, умение видеть «опасные» места.


ГОУ ЯО "Центр помощи детям" 2015