21 января 2018 г.
Русанова Лилия Сергеевна
Заместитель директора. Логопед первой квалификационной категории
Младший школьный возраст. Русский язык.
-

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом.
Дети оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами,
где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Вот таких «умненьких»,
но лишенных речевой одаренности, рано или поздно направляют иногда к учителю-логопеду...




Что такое дисграфия?

 

Наряду с нарушениями устной речи существуют и нарушения письменной речи. Это нарушения чтения и письма.

Понятно, что ни один ребенок не может научиться сразу, вдруг, абсолютно правильно писать и читать. Все дети проходят стадию первоначального обучения, на которой у них бывает большее или меньшее количество ошибок. Но не о таких ошибках ­ – закономерных, естественных  – идет речь, когда имеют в виду нарушения.

Как известно, дети с нормальной речью на протяжении всего дошкольного возраста усваивают необходимый словарный запас, овладевают грамматическими формами, приобретают готовность к овладению звуковым анализом слов. Однако у детей с различными речевыми нарушениями происходит отставание в развитии этих процессов. Дети с различными речевыми нарушениями обычно оказываются не в состоянии полностью овладеть письмом и чтением.

Дисграфия - это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма..

При дисграфии дети младшего школьного возраста с трудом овладевают письмом: выполненные ими упражнения, а также диктанты содержат множество специфических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них плохой почерк. В средних и старших классах дети стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом с большим трудом сочиняют поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать.
     У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: «З» и «Э», «Р» и «Ь» (мягкий знак). Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве «Ш» или «крючок» в букве «Щ». Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в настроении, то почерк расстраивается окончательно.

У детей-дисграфиков отмечается несформированность некоторых психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы.

Выделяют следующие виды нарушений процесса письма:

1. Артикуляторно-акустическая дисграфия.

Причиной возникновения этого вида нарушения является неправильное произношение звуков речи. Ребенок пишет слова так, как их произносит. То есть пишет так, как произносит.

2. Акустическая дисграфия.

Эта форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. На письме это проявляется в заменах букв, обозначающих звонкие и глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие и шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.).

Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: «писмо», «лубит», «больит» и т.д.

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи. Причина ее возникновения – затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки. Для нее наиболее характерны следующие ошибки:

  • пропуски гласных и согласных букв («всят» - висят, «комнта» - комната) и слогов («стрки» - стрелки);
  • перестановка букв и (или) слогов («онко» - окно);
  • недописывание слов («чере» - через, «диктан» - диктант);
  • написание лишних букв в слове (бывает, когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго «поет звук», «сснег» - снег;
  • повторение букв и (или) слогов («детити» - дети);
  • слитное написание предлога со словом, раздельное написание приставки и корня («настоле», «на ступила»).

4. Аграмматическая форма дисграфии.

Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики («красивый сумка», «веселые день»). Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.

Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже овладевший грамотой, «вплотную» приступает к изучению грамматических правил. И здесь вдруг обнаруживается, что он никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам. Это проявляется в изменении падежных окончаний, неправильном употреблении предлогов, рода, числа, пропуска членов предложения, нарушениях последовательности слов в предложении, нарушениях  смысловых связей в предложении и между предложениями.

5. Оптическая форма дисграфии.

В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов («палочки», «овалы») и нескольких «специфичных» элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки: и, ш, ц, щ; б, в, д, у...
     Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме:

  • недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л-М, Х-Ж, П-Т, И-У,  и т.д.;
  • добавление лишних элементов;
  • пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент;
  • зеркальное написание букв.
ГОУ ЯО "Центр помощи детям" 2015