19 апреля 2018 г.
Баранцова Наталья Саввична
учитель-дефектолог высшей квалификационной категории.
Младший школьный возраст. Математика

-

Решение простых задач в 1 классе

В начальном курсе математики особое место отводится простым задачам. Умение решать такие задачи – фундамент, на котором строится работа с более сложными задачами. 

В ходе решения простых задач дети усваивают смысл арифметических действий, связь между компонентами и результатами действий, зависимость между величинами и другие вопросы.

Работа с текстовыми задачами является очень важным и вместе с тем весьма трудным для детей разделом математического образования. Процесс решения задачи является многоэтапным: он включает в себя знакомство с понятием «задача» и ее составными частями, перевод словесного текста на язык математики (построение математической модели), математическое решение, а затем анализ полученных результатов. 

На начальном этапе знакомства с задачами дети усваивают, задача –  это краткий математический рассказ, который кроме числовых данных,  содержит вопрос. Они учатся видеть условие задачи (то, что известно), вопрос задачи (что нужно найти),  учатся составлять краткую запись к задаче (схему, рисунок, чертеж), находят решение задачи и записывают ответ.

После знакомства ребенка с предлагаемой задачей (ее прочтение), он должен выделить условие и вопрос задачи. Затем можно приступить к поиску ее решения. При этом используются  специальные приемы, которые помогают детям вычленить величины, данные и искомые числа, установить связи между ними. К таким приемам относятся иллюстрация задачи.

Например: "У мишки было 8 конфет, он дал волку две, сколько у него осталось?"


 Наряду с предметной иллюстрацией используется и схематическая – это краткая запись условия задачи. В краткой записи фиксируются в удобной форме величины, числа данные и искомые, а также некоторые слова:

-     показывающие, о чем говорится в задаче: «было», «улетело», «осталось», и т.п.,

-     обозначающие отношения: «больше», «меньше» и т.п.,

-     указывающие на величины, данные в условии задачи: «скорость», «время», «расстояние» и другие.

Примеры краткой записи к задаче:

«В куске было 15 метров ткани, одному покупателю продали 5 м, а другому 4 м. Сколько метров осталось в куске?»


Для того чтобы краткая запись в максимальной степени способствовала решению задачи, нужно:

        1).    Краткую запись составлять на основе анализа текста задачи;

        2).    В краткой записи должно быть минимальное количество условных обозначений;

        3). Количество вопросительных знаков в краткой записи должно соответствовать количеству действий в задачи;

        4).    Форму краткой записи выбирать такую, чтобы она более наглядно представляла условие задачи.

        Краткую запись задачи можно выполнять в виде опорной схемы, таблицы, чертежа, с помощью геометрических фигур.

Работе с текстовыми задачами следует уделить достаточно много времени, обращая внимание детей на поиск и сравнение различных способов решения задачи, построение математических моделей, грамотность изложения собственных рассуждений при решении задач. 

Текстовые задачи являются важным средством обучения математике. С их помощью учащиеся получают опыт работы с величинами, постигают взаимосвязи между ними, получают опыт применения математики к решению практических (или правдоподобных) задач. Использование арифметических способов решения задач развивает смекалку и сообразительность, умение ставить вопросы, отвечать на них, то есть развивает естественный язык, готовит школьников к дальнейшему обучению. 

ГОУ ЯО "Центр помощи детям" 2015