20 апреля 2024 г.
Баранцова Наталья Саввична
учитель-дефектолог высшей квалификационной категории.
Младший школьный возраст. Математика.


Письменные приемы сложения и вычитания

В век компьютерной грамотности значимость навыков письменных вычислений, несомненно, уменьшилась. Использование ЭВМ во многом облегчает процесс вычислений. Но пользоваться техникой без осознания вычислительных навыков невозможно, да и калькулятор не всегда может оказаться под рукой. Следовательно, владение вычислительными навыками необходимо. Письменные вычисления вырабатывают у учащихся систематичность, навык применения определенных математических правил, умение обобщать вычислительный процесс.

При выполнении письменных вычислений ребенок должен научиться соблюдать ряд правил:

  • Писать цифры отчетливо, располагая их в одинаковых разрядах по вертикали одну под другой.
  • Математические знаки не пропускать, ставить их ясно и на своих местах.
  • В многозначных числах не ставить между классами ни точек, ни запятых или иных разделительных знаков, а выделять их небольшими интервалами.
  • При умножении многозначных чисел брать в качестве второго множителя число с меньшим числом знаков, чтобы при сложении получить меньшее число слагаемых.
  • При выполнении письменного вычисления прикидывать возможный результат, чтобы выработать в себе навык предварительной проверки правильности полученного ответа.
  • После выполнения действий обязательно проводить проверку.

Алгоритм письменного сложения двух чисел


Чтобы сложить два числа, нужно:

  1. Записать два числа одно под другим. Цифры соответствующих разрядов должны находиться на одном уровне (единицы - под единицами, десятки - под десятками и т.д.). Под нижним числом провести черту.
  2. Сложить цифры в каждом разряде, начиная с младшего разряда (самого правого). Результат записывается под тем разрядом, в котором выполнено сложение. Если результат - двузначный, на месте ответа записывается число единиц, а число десятков прибавляется к единицам соседнего старшего (находящегося слева от данного) разряда.


Для более успешного овладения навыком письменного сложения двух чисел ребенку можно предложить план выполнения действий:

  1. Пишу единицы под единицами, десятки под десятками и т.д.
  2. Складываю единицы..., ответ записываю под единицами (если ответ больше или равен 10, то под единицами записываю единицы, а десятки запоминаю)
  3. Складываю десятки...
    (-если ответ больше или равен 10, то под десятками записываю десятки, а сотни запоминаю;
    - если мы запоминали десятки, то их надо прибавить к полученной сумме)
  4. Читаю ответ.

Алгоритм письменного вычитания двух чисел



Чтобы вычесть из одного числа другое, нужно:

  1. Записать два числа одно под другим. Уменьшаемое должно располагаться над вычитаемым. Цифры соответствующих разрядов должны находиться на одном уровне (единицы - под единицами, десятки - под десятками и т.д.). Под нижним числом провести черту.
  2. В каждом разряде вычесть из цифры уменьшаемого цифру вычитаемого, начиная с младшего разряда (самого правого). Результат записывается под тем разрядом, в котором выполнено вычитание. Если в каком-либо разряде цифра уменьшаемого меньше, чем цифра вычитаемого, нужно занять единицу соседнего старшего (расположенного левее данного) разряда, равную десяти единицам данного разряда. После этого в разряде, откуда занимали, остается на единицу меньше, а в текущем разряде становится на 10 единиц больше, что дает возможность выполнить вычитание.
ГОУ ЯО "Центр помощи детям" 2015