21 июля 2018 г.
Баранцова Наталья Саввична
учитель-дефектолог высшей квалификационной категории.
Младший школьный возраст
Математика
Письменное умножение 2-х чисел

-

Алгоритм письменного умножения сложнее алгоритмов письменного сложения или вычитания, поскольку в нем помимо операций умножения содержатся и операции сложения, чередующиеся между собой в определенной последовательности. Поэтому при обучении письменному умножению трудность примеров должна нарастать постепенно при тщательном оттачивании умения на каждой ступени.





Поэтому основы понимания механизма письменного умножения закладываются на примерах умножения двузначного числа на однозначное без перехода через разряд.

Когда ребенок уверенно выполняет последовательное умножение однозначного числа на каждую цифру многозначного (при освоении алгоритма чаще двузначного или трехзначного), а алгоритм отработан как в громко-речевой форме, так и в свернутом варианте, то можно переходить к умножению сначала с одним переходом через разряд, а затем и с несколькими. Причем очень долго задерживаться на первом этапе нельзя, иначе ребенок привыкнет к облегченному варианту выполнения письменного умножения.

Алгоритм письменного умножения на однозначное число:

1.Записать однозначное число под разрядом единиц двузначного числа.

2.Умножить единицы, записать единицы под единицами, а десятки (если они есть) запомнить.

3.Умножить десятки и прибавить количество десятков, которые запомнили.

4.Записать десятки под десятками, а сотни (если они есть) записать в разряд сотен.

5. Записать ответ.

При отработке алгоритма письменного умножения на однозначное число с переходом через разряд сначала надо ограничиться опорой на громкую речь (комментирование) – своим собственным напоминанием, что "6 в уме". Если же ребенок путается и действительно нуждается в письменной подсказке, то можно завести черновик, на котором ребенок записывает необходимое число. Выписанное отдельно, оно не помешает при переходе к умножению на двузначное число, когда появляется вероятность возникновения двухэтажной вспомогательной записи над первым множителем. На примере это выглядит следующим образом:



6 х 7 = 42, 2 пишем, 4 в уме (то есть на отдельном листочке пишем цифру 4).
7 х 5 = 35, 35 + 4 = 39 ( на листочке 4 зачеркиваем), 9 пишем, 3 в уме (на листочке пишем 3). 
7 х 3 = 21, 21 + 3 = 24 ( на листочке 3 зачеркиваем), 4 пишем, 2 в уме ( на листочке пишем 2).
Умножение закончили, 2 пишу впереди. (2 зачеркиваем).

Новым на этапе умножения на двузначное число является запись второго неполного произведения и из-за его появления возрастание количества вычислительных операций. Отработке последовательности выполнения этих действий надо уделить особое внимание.

Алгоритмы письменного умножения на двузначное и трехзначное число:


   
ГОУ ЯО "Центр помощи детям" 2015