20 апреля 2018 г.
Баранцова Наталья Саввична
учитель-дефектолог высшей квалификационной категории.
Младший школьный возраст. Математика.
 

Письменное деление многозначного числа на однозначное

Алгоритм письменного деления является одной из наиболее трудных тем в начальной школе. Во всех существующих учебниках отдельно рассматривается письменное деление на однозначное число и письменное деление на многозначное число. Это вызвано тем, что, будучи одинаковыми по технике выполнения, эти алгоритмы имеют принципиальное различие: письменное деление на однозначное число опирается на знание таблицы умножения, а подбор цифр в частное при делении на многозначное число осуществляется с помощью прикидки. Между тем хорошее усвоение алгоритма письменного деления на однозначное число является необходимым условием понимания алгоритма письменного деления на многозначное число.


Для быстрого и качественного усвоения письменного деления можно предложить ребенку памятку, на которой написана последовательность действий, входящих в алгоритм письменного деления:

  1. Выделяю первое неполное делимое и объясняю, какие разрядные единицы оно обозначает.
  2. Определяю количество цифр в значении частного.
  3. Подбираю первую цифру в значении частного.
  4. Умножаю число, записанное этой цифрой, на делитель.
  5. Вычитаю полученный результат из неполного делимого и нахожу остаток.
  6. Записываю цифру следующего разряда делимого рядом с остатком.
  7. Получаю второе неполное делимое и повторяю пункты 3, 4, 5, 6.


Рассмотрим пример алгоритма письменного деления на однозначное число:



Чтобы дети могли  уловить смысл алгоритма и запомнить его, необходимо дать им несколько примеров для решения с проговариванием алгоритма сначала вслух, затем про себя. При доведении навыка до автоматизма, ребенок упрощает алгоритм выполнения.

ГОУ ЯО "Центр помощи детям" 2015