21 июля 2018 г.
Развитие ребенка 3-4 года Минимизировать
Игнатова Ольга Юрьевна
Руководитель психолого-педагогического отдела.Педагог-психолог первой квалификационной категории.

Развитие ребенка от 3 до 4 лет

 

Три года – это сложный этап жизни ребенка. Кроме положительных моментов развития, родители зачастую сталкиваются с капризами и упрямством. В психологии это называется кризисом трёхлетнего возраста. Это период отделения ребёнка от взрослого, период становления личности ребёнка, трудное время для родителей. Но от того, как родители поведут себя, во многом будет зависеть, каким вырастет их ребёнок: активным или пассивным, робким или самостоятельным, настойчивым и независимым или неуверенным в себе.

Для поведения ребёнка в этот период характерны:

1. Негативизм.

2. Упрямство.

3. Своеволие.

4. Строптивость.

5. Протест – бурные ссоры с родителями.

6. Обесценивание роли взрослых.

Особенно сильно кризис трёх лет проявляется в семьях, воспитывающих одного ребёнка. Это, - прежде всего, кризис в отношениях между ребёнком и родителями, яростное стремление ребёнка к самостоятельности, вызванное формированием и осознанием своего "Я". Постоянные заявления "Я - сам"- наиболее типичные проявления этой стадии развития ребёнка.

Дети активно постигают окружающий мир. Так как их жизненный опыт еще не велик, то взрослые должны помочь в этом. Приобретайте игрушки максимально приближенные по форме и цвету к реальным (лягушонок не должен быть, например, белым). Знакомьте ребенка с частями тела и лица, временем суток и временами года, растениями и плодами, животными и их детенышами, товарами в магазине и предметами в доме. Учите пользоваться и бережно относиться к предметам, ухаживать за растениями и домашними питомцами. Поддерживайте любопытство и любознательность.

Полезно выполнять упражнения на развитие мелкой моторики:

- застёгивание и расстёгивание пуговиц;

- всевозможные шнуровки;

- нанизывание колец на тесьму;

- игры с мозаикой;

- сортировка мозаики по ячейкам;

- игры с конструктором;

- перебирание круп, зёрен (к примеру, фасоль отделить от гороха).

Интеллектуальные задания усложняются. С помощью кубиков или разрезных картинок ребенок 3-4 лет может из нескольких элементов собрать целое. По детали узнает и называет целое изображение (по хоботу - слона, по брюкам - мальчика). Пирамидку из 3-5 колец может сложить от меньшего к большему или наоборот. Различает и называет геометрические фигуры, конструирует из них на плоскости, например, домики. С помощью мозаики создает образы, например, цветочек. 3-4х-местную матрешку собирает самостоятельно, может выстроить матрешки в ряд по росту.

В 3-4 года дети должны уметь пересчитывать предметы до 5, не задумываясь выделять 1, 2, 3 предмета из множества, определять в какой группе предметов больше, а в какой меньше.

Все занятия должны проходить в форме игры.

В 3-4 года ребенок активно расширяет свой кругозор, и книга является самым доступным и эффективным помощником. Вместе рассматривайте иллюстрации к знакомой сказке. Читайте произведения разных жанров. Чтение должно быть активным, с активным участием ребенка, чтобы ребенок обсуждал услышанное, проговаривал сказки, повторял стихи. Взрослые должны поощрять любознательность и эмоциональность ребенка при чтении. В этот период от 3 до 4 лет – память непроизвольна. Ребенок запоминает то, что эмоционально и просто: это могут быть интересные для него события, действия, образы.

Одним из главных сюжетов дошкольника является собственная жизнь. Ребенок сходил к врачу, после этого к врачу «идет» мишка. Малыш пошел в детский сад, и все куклы теперь туда ходят. Малыши могут разыгрывать не только бытовые сюжеты, но и брать за основу понравившиеся сказки, которые им читают и конечно мультфильмы. Само по себе использование мультипликационных сюжетов в игре ничего плохого не имеет. Однако современные мультфильмы иногда совершенно не рассчитаны на маленьких детей. Поэтому, прежде чем показывать что-то ребенку, заранее посмотрите сами и убедитесь в том, что ему стоит это смотреть. Хорошо, если в мультфильме детский сюжет или он отражает события детской жизни, нет агрессии, а герои имеют отчетливый и не страшный образ. Сам мультфильм обязательно должен быть медленным по темпу, смене картинки и сюжету. Хорошо, если в фильме есть запоминающаяся детская песенка.

ГОУ ЯО "Центр помощи детям" 2015