Психологические исследования.
Отдел по запросу образовательных учреждений проводит психологические исследования различной направленности. По итогам работы заказчик исследования получает подробный отчет с рекомендациями по решению той или иной проблемы. На текущий момент сотрудниками центра проведены следующие исследования:
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Автор – Е.В.Конева
|
|
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (фрагменты итогового отчета, предоставленные заказчику-образовательному учреждению: введение, некоторые выводы и рекомендации)
Целью исследования было выявление степени выраженности учебных и «околоучебных» мотивов у обучающихся.
Исследование проводилось в сентябре–октябре 2012 г.
Используя специальные психодиагностические методики, мы провели опрос обучающихся в школе … путем рассылки им текстов методик и последующего анонимного сбора данных.
Характеристика выборки
В исследовании приняли участие 55 испытуемых в возрасте от 7 до 18 лет. Из них 30 лиц женского пола, 25 мужского пола.
ВЫВОДЫ
- Мотивы самоопределения и самосовершенствования в процессе учебы в целом по выборке обучающихся оказались наиболее развитыми.
- Наименее актуальны для испытуемых мотивы престижности.
- Мотивация девочек (девушек) по всем группам «околоучебных» мотивов выше мотивации мальчиков (юношей). Наибольшие различия в пользу девочек наблюдаются в выраженности мотивов престижности. Собственно учебная мотивация, напротив, у девочек и девушек ниже.
- Мотивация девочек и девушек в целом более позитивна, чем мальчиков и юношей. Лицам мужского пола свойственно либо диффузное (безразличное) эмоциональное отношение к учению, либо повышенно эмоциональное, нервозное.
- Для большинства мальчиков младшего школьного возраста характерна высокая тревожность и повышенная эмоциональность в процессе обучения.
- Подростки в целом более, чем представители других групп, ориентированы на учебу, но мотивация саморазвития («околоучебные» мотивы) у них ниже.
В разработке рекомендаций на основе полученных нами данных мы исходим из следующего положения. Существует два основных способа работы с мотивацией:
- эксплуатация уже имеющихся мотивов,
- формирование мотивов и работа на основе вновь сформированной мотивации.
В рамках первого способа можно опираться на тот результат, что наиболее выраженными в целом по выборке у обучающихся оказались мотивы самоопределения и самосовершенствования. Использование этой группы мотивов может выражаться в дифференцировании системы оценок (не только цифровой балл, но и характеристика компетенций, свойственных обучающемуся). В этом направлении адекватна рекомендация Д.Е. Мякушина: акцентировать внимание на учении, или процессе приобретения умений и навыков, а не достижениях, или результате этого процесса. То есть реагировать фактически на усилия, затраченные учениками, а не на результат, который был достигнут.
Второй способ работы с мотивацией обучающихся применим к тому результату, который получен по выборке испытуемых в целом – очень низкая, особенно по сравнению с другими мотивами, выраженность мотива престижности (результаты методики 2). По сути это означает, что резерв мотива престижности в настоящее время не задействован, соответственно мотив не актуализирован в мотивационной структуре обучающихся. Например, целесообразно показывать рейтинг обучающегося в ряду его ровесников, не персонифицируя элементы ряда.
Активизация данного мотива возможна, например, с использованием рейтинга достижений обучающихся. Рейтинг может быть построен по разным основаниям: креативность, успеваемость, коммуникативность и т.д.
При этом необходимо иметь в виду, что по данным методики 1, многие обучающиеся имеют повышенную чувствительность к эмоциональному компоненту учения. Её могут обеспечивать разные психологические детерминанты:
- внимание, доверие к выставляемым оценкам, стремление их повысить;
- повышенная нервозность, боязнь оценок.
Так как методика была анонимной, дифференцировать эти психологические механизмы в отношении каждого обучающегося было невозможно. Поэтому результаты рейтинга в целях психологической безопасности обучающихся целесообразно сообщать только тем из них, кто занимает достаточно высокие места в рейтинге.
Исследование психологической и социально-психологической адаптации выпускников специальных (коррекционных) Образовательных учреждений (фрагменты итогового отчета, предоставленные заказчику-образовательному учреждению: введение и некоторые результаты).
В 2011/2012 учебном году нами было проведено эмпирическое изучение параметров социально-психологической адаптации учащихся 9-х классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната1 – 11 человек (5 юношей, 6 девушек), и класса VII вида СОШ – 9 человек (7 юношей, 2 девушки).
Было целесообразно изучить дальнейшую адаптацию наших испытуемых после окончания школы. Многие выпускники продолжают образование в (название образовательного учпреждения). Поэтому методологически обоснованным было изучить психологическую адаптацию обучающихся техникума, сравнить с данными 2011/2012 учебного года и сделать выводы о динамике адаптации лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья.
В качестве показателей психологической адаптации мы использовали следующее:
- Уровень интеллекта.
- Уровень самосознания.
- Склонность к алкоголизации.
- Социометрический (социальный) статус обучающихся.
Из полученных результатов наиболее важными нам представляются следующие.
- Показатели употребления алкоголя выпускниками школы-интерната в этом году выше, чем в предыдущем, когда они находились в интернате. В целом по выборке показатели склонности к алкоголизации не изменились.
- Социальный статус выпускников интерната изменился в сторону снижения (соответственно снизился уровень психологического комфорта обучающихся по сравнению с предыдущим учебным годом). В целом по выборке показатели социального статуса не изменились.
Заметим, что интеллект испытуемых по данным прошлого учебного года намного выше тех показателей, которые получены в этом году. В среднем он находится на низком уровне (80, 9 балла), легкая степень слабоумия обнаружена лишь у 25 % испытуемых, средняя степень слабоумия не свойственна никому из испытуемых. Разумеется, это не означает, что в техникуме обучающиеся «поглупели» по сравнению со школьным периодом, однако безусловно связано, помимо трудностей адаптации к условиям обучения в техникуме, с изменениями в системе мотивации: обучающиеся в большинстве фактически отказались от выполнения задания, которое прямо не касалось их интересов.
Номера и названия образовательных учреждений из текста исключены.
В оформлении страницы использованы фрагменты картин и рисунков художников
В.Кирдий
Е.Гапчинской
Л.Мартин
В.Волегова
Э.Н.Уайета