17 августа 2017 г.

Актуальная информация Минимизировать

Проблемы в образовании, социальной интеграции детей-инвалидов и детей с ОВЗ находятся сейчас в центре пристального внимания специалистов в различных регионах нашей страны. Проводятся многочисленные конференции цель которых – обмен опытом работы и решения проблем детей с ОВЗ. Вашему вниманию предлагаются три сборника материалов подобных конференций, в которых принимали участие сотрудники Центра. 



В рамках реализации регионального проекта «Инклюзивное образование» совместно с Институтом развития образования продолжен цикл семинаров для специалистов системы среднего образования Ярославской области

С апреля 2016 по июнь 2016


13-15 октября 2016 года в Ярославле состоялась 3-я международная научно-практическая конференция «Медицинская (клиническая) психология: исторические традиции и современная практика»

13 октября 2016 года)состоялось открытие фестиваля «Другие» (фестиваль реабилитационных программ для людей с психическими особенностями).

Так же параллельно с фестивалем  (с 7 по 30 октября 2016 г.) работал проект «Иные#97» . Автор и руководитель проекта «иные»  Владимир Вячеславович Гаврилов   врач-психотерапевт высшей квалификационной категории, врач-психиатр высшей квалификационной категории. На выставке представлены художественные работы лиц разного возраста, страдающих психическими заболеваниям.

В рамках конференции и фестиваля участники и гости обсуждали широкий круг вопросов связанных в том числе со спецификой работы с различными категориями детей с ОВЗ. В частности, Виктория Анатольевна Потапова – кандидат медицинских наук, доцент кафедры социальной и судебной психиатрии ФППОВ 1 МГМУ им. И.М.Сеченова – представила свою книгу Психическое здоровье подростков. Психодинамические и психотерапевтические аспекты. Palmarium Academic Publishing. – 2016. – 232 с.

Также в конференции приняли участие

Зуева Жанна Викторовна – кандидат психологических наук, психолог-психоаналитик, клинический и социальный психолог и математик.

Хайкин Александр Валерьевич – кандидат психологических наук, автор метода саморегуляции "Стресс-Айкидо".

Слабинский Владимир Юрьевич -доцент, кандидат медицинских наук, автор метода «Позитивная Динамическая Психотерапия».

В конференции также приняли участие сотрудники Центра помощи детям.

По итогам конференции был издан сборник научных трудов. Ряд работ, размещенных в сборнике, будет полезен педагогам и другим специалистам, работающим с детьми с ОВЗ:

·         Проф. Малыгин В.Л., Меркурьева Ю.А, доц. Искандирова А.С., Хомерики Н.С., Пахтусова Е.Е. (Москва, Россия) Интернет-зависимое поведение у подростков. Риски формирования, клинические проявления, принципы терапии.

·         Доц. Дьяков Д.Г. (Минск, Республика Беларусь) Развитие самоидентификации как высшей психической функции у интернет-зависимых лиц юношеского возраста.

·         Доц. Султанова А.С. (Москва, Россия) Нейропсихологическое консультирование в детском возрасте.

·         Проф. Козлова Н.В. (Томск, Россия) Психологическая безопасности матерей, воспитывающих ребенка с особенностями в развитии.

·         Проф. Куфтяк Е.В., Лебедев А.П., Реунова А.А. (Кострома, Россия) Стратегии защитно-совладающего поведения детей в контексте психологического здоровья.

·         Доц. Адеева Т.Н. (Кострома, Россия) Психологические установки по отношению к детям с ОВЗ в аспекте процесса интеграции.

·         Чурбакова О.Ю. (Тамбов, Россия) Эффективность комплексного подхода в лечении и реабилитации детей с расстройством спектра аутизм.





29 сентября 2016г. в Центре корпоративного обучения и консультирования ЯрГУ им. Демидова состоялась встреча со специалистами в области коррекционной педагогики из Университета Палацкого (г. Оломоуц, Чехия) – профессором доктором Миланом Валентой, доктором Мартином Полинеком и доктором Олдржихом Мюллером. Гости рассказали о методах арт-терапии (драматерапии), которые они используют в практике консультирования разных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, а также взрослых и пожилых людей. Ярославские специалисты, в свою очередь, поделились опытом использования арт-терапевтических методик в практике работы психологов и коррекционных педагогов. Знакомство с опытом коллег из г. Оломоуца возможно с помощью книги, авторами которой они являются.

Милан Валента Мартин Полинек Драматерапия Текст предоставлен правообладателем http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=9367024 Драматерапия. Пер. с чешск. / Валента М., Полинек М.: Когито-Центр; Москва; 2013 ISBN 978-5-89353-396-5 

 

 Аннотация Изложены теоретические и методические основы драматерапии – нового направления личностно-развивающей и коррекционно-оздоровительной работы с клиентами, страдающими умственной отсталостью и психическими заболеваниями, возрастными и поведенческими расстройствами, подверженными психосоциальной опасности, находящимися в ситуации социальной изоляции, отбывающими наказание, а также c геронтологическими клиентами. Книга, обобщающая опыт многолетней работы авторов, ведущих чешских драматерапевтов, предназначена для психологов, (специальных) педагогов, социальных работников и режиссеров, работающих с людьми с ограниченными возможностями.



Измерение социальной зрелости
  

  Социальная компетенция является неотъемлемым атрибутом жизни человека. Социальная адекватность индивидуума с учетом возраста и культуры выражается физическими, психологическими, интеллектуальными, поведенческими, эмоциональными проявлениями, а также в привычках, волевых актах, аспектах занятости, личностном развитии, приспособлении к явлениям окружающего мира и т. д. В основе социальной компетенции лежит социальная зрелость - определенный уровень личностного развития индивида; результат социализации, в ходе которой он усваивает общественные ценности и образцы поведения и адекватно своему возрасту исполняет роль члена общества.

Вайлендская социальной зрелости шкала (Vineland Social Maturity Scale - VSMC) - методика определения степени овладения социальными навыками, разработанная Е.А. Долом. Подробнее см. Гордеев В.И., Александрович Ю.С. Методы исследования развития ребенка: качество жизни (QOL) - новый инструмент оценки развития детей. - СПб.: Речь, 2001 (С. 82-91).

Шкала VSMC предназначена не только для измерения общей социальной компетенции в рамках ее определения; в ней предусмотрена детализация с анализом компетенции по ее составляющим, что позволяет создать ПРОФИЛЬ.

Процедура стандартизованного интервью, на котором базируется эта шкала, относительно нова. Участие исследуемого лица не только не обязательно, но может быть даже исключено, если оценка проводится с помощью экспертов (родители, родственники, друзья, воспитатели и т. д.). Этим она очень удобна для исследования детей начиная с самого раннего возраста.

Социальный коэффициент Долла (SQ) высоко коррелирует с коэффициентом интеллекта Бине (IQ) и по современным мировым тенденциям в изучении интеллекта, SQ в значительно большей степени соответствует понятию общего интеллекта, чем собственно IQ.

Перед тем как перейти к описанию процедуры исследования и измерения, необходимо сделать следующие уточнения и допущения:

  1. Социальная компетенция может быть определена как функциональная способность человеческого организма к обеспечению личной независимости и социальной ответственности.
  2. Индивидуальный статус в сфере социальной компетенции может быть представлен в числовом и описательном выражениях и охарактеризован по отношению к установленным в данном месте и в данное время нормам психосоциальной зрелости.
  3. Измерение может проводиться путем личного опроса и путем опроса экспертов на текущий момент, а также ретроспективно для выявления возрастной динамики.
  4. Для оценки результатов необходимо создание собственной нормы в данном месте и в данное время путем исследования лиц того же возраста из общей популяции.
  5. Каждый параграф шкалы дан с обозначением возраста и категории, которые являются субшкалами (указаны в таблице оценивания, слева):
  1. SHG (self-help general) - общее самообслуживание.
  2. SНЕ (self-help eating) - самообслуживание в питании.
  3. SНD (self-help dressing) - самообслуживание в одевании.
  4. SD (self-direction) - самостоятельность.
  5. O (occupation) - занятость.
  6. C (communication) - коммуникация.
  7. L (locomotion) - локомоция (осмысленное, целенаправлен¬ное перемещение).
  8. S (socialization) - социализация.

По Шкале оценка проводится преимущественно экспертным методом. Экспертами обычно являются родители, родственники, друзья, педагоги и воспитатели – чем больше, тем лучше, – но, как минимум, мать ребенка. Модификация заключается также в том, что процедура подсчета баллов предельно упрощена и объективизирована по сравнению с классической методикой: счет останавливается после двух минусов, то есть после двух отрицательных ответов, следующих один за другим (без компромиссных вариантов, предлагаемых Долом).


ШКАЛА ДОЛЛА - VSMS (по Гордееву-Александровичу)


0-1 год

C 1 Кричит, смеется
SHG 2 Удерживает голову в равновесии
SHG 3 Хватает предметы, находящиеся в пределах досягаемости
S 4 Тянется к незнакомым людям
SHG 5 Переворачивается
SHG 6 Тянется к близлежащим предметам
O 7 Оставленный без присмотра сам себе находит занятие
SHG 8 Стоит без поддержки
SHG 9 Подтягиваясь занимает вертикальное положение
C 10 «Лепечет», имитируя звуки
SHE 11 Пьет из чашки или стакана, если кто-нибудь помогает
L 12 Передвигается по полу с места на место
SHG 13 Хватает что-либо двумя пальцами (первым пальцем и каким-нибудь другим)
S 14 Требует персонального внимания
SHG 15 Стоит один (без поддержки)
SHE 16 Не обливается (когда ест)
C 17 Выполняет простые команды (указания, просьбы, задания)

1-2 года

L 18 Оставленный без присмотра ходит по комнате
O 19 Оставляет «следы» карандашом или мелом
SHE 20 Жует пищу
SHD 21 Стягивает с себя носки
O 22 «Преобразует» предметы
SHG 23 Преодолевает простые преграды (препятствия)
O 24 Находит или приносит знакомые предметы
SHE 25 Без помощи пьет из чашки или стакана
SHG 26 Больше не нуждается в детской коляске
S 27 Играет с другими детьми
SHE 28 Ест ложкой
L 29 Гуляет по квартире или двору
SHE 30 Отличает съедобное от несъедобного
C 31 Использует названия знакомых предметов
L 32 Идет вверх по лестнице
SHE 33 Разворачивает конфету
C 34 Говорит короткими предложениями

2-3 года

SHG 35 Просится в туалет
O 36 Развивает свою собственную игровую активность
SHD 37 Снимает с себя пальто или платье
SHE 38 Ест вилкой
SHE 39 Обеспечивает себя питьем без посторонней помощи
SHD 40 Вытирает руки (после мытья)
SHG 41 Избегает простых опасностей
SHD 42 Без посторонней помощи надевает пальто или платье
O 43 Режет ножницами
C 44 Рассказывает что-то о событиях

3-4 года

L 45 Спускается вниз по лестнице, один шаг – одна ступенька
S 46 Играет в общие игры в детском саду
SHD 47 Застегивает на пуговицы пальто или платье
O 48 Помогает в мелкой работе по дому
S 49 Играет представления для других
SHD 50 Без посторонней помощи моет руки

4-5 лет

SHG 51 Ухаживает за собой в туалете
SHD 52 Без посторонней помощи моет лицо
L 53 Гуляет без присмотра поблизости
SHD 54 Одевается самостоятельно, исключая завязывание
O 55 Использует карандаш или мел для рисования
S 56 Играет в соревновательные игры

5-6 лет

O 57 Использует коньки, сани и т.п.
C 58 Пишет простые слова печатными буквами
S 59 Играет в простые настольные игры
SD 60 Доверяют деньги
L 61 Ходит в школу без присмотра

6-7 лет

SHE 62 Использует столовый нож для намазывания
C 63 Использует карандаш для письма
SHD 64 Моется (в бане) с посторонней помощью
SHD 65 Без посторонней помощи ложится спать

7-8 лет

SHG 66 Определяет время с точностью до 15 минут
SHE 67 Использует столовый нож для резания
S 68 Отрицает существование Деда Мороза, прочих подобных фантастических персонажей
S 69 Участвует в играх детей до-подросткового возраста
SHD 70 Причесывается с помощью расчески или щетки

8-9 лет

O 71 Использует рабочий инструмент для разных целей
O 72 Выполняет обычную домашнюю работу
C 73 Читает по своей собственной инициативе
SHD 74 Моется (в бане) без посторонней помощи

9-10 лет

SHE 75 Ухаживает за собой за столом
SD 76 Делает мелкие покупки
L 77 Свободно гуляет вблизи дома

10-11 лет

C 78 Иногда пишет короткие письма
C 79 Звонит по телефону
O 80 Выполняет мелкие работы, имеющие экономическую значимость
C 81 Реагирует на источники информации (радио, газеты, реклама и т.п.)

11-12 лет

O 82 Выполняет мелкие творческие работы
SD 83 Остается (дома) на собственном попечении или для присмотра за другими
C 84 Получает удовольствие от книг, газет журналов

12-15 лет

C 85 Играет в трудные игры
SHD 86 Осваивает полный уход за собой
SD 87 Самостоятельно покупает принадлежности одежды
S 88 Включается в деятельность подростковых групп
O 89 Выполняет рутинную домашнюю работу

15-18 лет

C 90 Поддерживает контакты путем почтовой переписки
C 91 Следит за последними новостями
L 92 Ходит в близлежащие места времяпрепровождения один
SD 93 В дневное время выходит из дому один
SD 94 Имеет собственные карманные деньги
SD 95 Покупает себе одежду (всю)

18-20 лет

L 96 Уходит один в отдаленные места
SD 97 Следит за своим здоровьем
O 98 Имеет работу или постоянное место учебы
SD 99 Уходит на ночь без ограничений
SD 100 Контролирует собственные большие траты (расходы)
SD 101 Берет на себя персональную ответственность

20-25 лет

SD 102 Использует деньги предусмотрительно
S 103 Принимает на себя ответственность за коллектив
S 104 Делает вклад в социальное благосостояние
SD 105

25 лет и старше

O 106 Выполняет квалифицированную работу
O 107 Соблюдает благоразумные ограничения
O 108 Систематизирует собственную работу
S 109 Внушает доверие
S 110 Способствует социальному прогрессу
O 111 Занимается профессиональным усовершенствованием
SD 112 Приобретает ценности для других
O 113 Направляет или руководит делами других
O 114 Выполняет экспертную или профессиональную работу
S 115 Разделяет общую ответственность
L 116 Создает для себя благоприятные обстоятельства
S 117 Продвигает вперед общественное благосостояние
  Минимизировать
ГОУ ЯО "Центр помощи детям" 2016